Нейропсихологическое тестирование

Нейропсихологическое тестирование является методом диагностики заболеваний центральной нервной системы. Данный метод представляет набор различных проб, позволяющих выявить нарушения высших психических функций (сокр. ВПФ), установить их связь с патологиями определенных отделов головного мозга или с его индивидуальными особенностями.

К основным задачам диагностики относятся:

  • определить целостный синдром нарушений ВПФ;
  • обозначить особенности психических процессов (энергетические, операционные, регуляторные);
  • выявить поврежденные звенья ПФ.

С помощью нейропсихологических тестов диагностируются расстройства двигательной, зрительной, речевой функций, слухо-моторной координации, мнестических процессов и пр.

При составлении диагностической программы следует соблюдать основные рекомендации:

  • тесты выполняются индивидуально;
  • на тестирование уходит от 30-40 минут до 1,5 часов;
  • длительность каждого тестирования определяет сам врач, пока он не установит качественные характеристики нарушений;
  • процедуры включают в себя оценку развития речи, памяти, двигательных функций, интеллектуальных процессов;
  • применяются приемы осложнений тестов: ускорение темпа, исключение зрительного контроля и т.д.

Нейропсихологическое тестирование для детей должно проводиться в спокойной обстановке, в помещении без ярких отвлекающих элементов (картинок, игрушек), врачу рекомендуется соблюдать позицию собеседника, находится с ребенком на равных. Если речь идет о дошкольнике, необходимо присутствие родителей.

Виды тестирований

Для оценки состояния двигательных функций используются пробы на реципрокную координацию, положение пальцев рук, на пространственную организацию движений. С целью диагностики гностических функций применяются пробы на предметный гнозис (узнавание предметов), интерпретация сюжетных картин, копирование рисунков, пробы на слухо-моторную координацию (воспроизведение простых и акцентированных ритмов), тактильное восприятие.

Исследование речевой деятельности проводится с помощью следующих тестов: оценка спонтанной, автоматизированной речи, задания на понимание логико-грамматических конструкций.

Исследование памяти включает в себя запоминание 5-6 слов, двух групп слов, рассказа, зрительных стимулов.

Для каждого типа исследований существуют определенные критерии оценки, согласно которым врач делает выводы относительно той или иной патологии. По окончании нейропсихологического тестирования пациенту выдается подробное заключение с описанием характеристики личности больного, данными проведенных тестов и проб, указанием на локализацию нарушений и степень выраженности патологий.